Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово отца Сергия о небесной Лествице, как бороться с гордостью.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь! Четвертая неделя Великого Поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника. Это был величайший богослов и аскет, с 16 лет он поселился на горе Синай, где Моисей получил откровение от Бога. В этой пустыне св. Иоанн Лествичник прожил до глубокой старости. Опытным путем, пройдя путь духовного делания, он достиг добродетели рассуждения. Это один из самых великих даров, который дается человеку Богом. По просьбе монахов соседнего монастыря преподобный, обладая даром рассуждения, написал книгу под наванием «Лествица». В  переводе на русский это  означает «лестница». Это путь, шествуя которым, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, человек может взойти на небо.


Все святые отцы ссылаются на труды прп. Иоанна Лествичника. В житиях новомучеников описывается случай, когда один слепой монах знал наизусть «Лествицу». До революции во всех монастырях обязательно изучали эту книгу. Вот, например, что пишет прп. Иоанн о гордости и о тщеславии: «Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту: так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу. Кто пленен гордостию, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое.


Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце моем, внесенную в оное на раменах ея матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичем смирения, я понуждал их сказать мне, как оне вошли в мою душу? Наконец, под ударами, оне говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало ратует против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения. Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпим; посему-то мы, и на небе пожелав начальствовать, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному споспешествует, то нам сопротивляется.

Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего? Наша исчадия суть падения мужей духовных: гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство. Есть только одно, чему мы не имеем силы противиться; будучи сильно тобою биемы, мы и сие тебе скажем: если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину. Ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его».


В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь исцелил бесноватого отрока, которому ученики не смогли помочь, изгнав из него беса. Потом они спросили Христа наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как  молитвой и постом. Пост – это не только воздержание от особого рода пищи, но прежде всего, это воздержание духовное. Воздержание от гнева, от осуждения, от празднословия. Отходя ко сну, человек должен продумать, проанализировать прожитый день. Если он будет внимателен к себе, то увидит, что 99 процентов слов, сказанных им, это пустословие.


К сожалению, человек очень мало думает о цели, о смысле своей жизни, правильно ли он живет. Чтобы вырвать человека из постоянной суеты, Церковь и установила время Поста. Прп. Иоанн Лествичник пишет, что необходимо постоянно укорять себя. И Царь Давид поет во псалмах: жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Все наши жертвы, подвиги и молитвы – ничто, без смирения. Потому что только смиренным Бог дает благодать, а гордым противится.


Будем же и мы, братия и сестры, учиться рассуждению, будем просить у Бога этого дара, будем всегда укорять себя, смиряться перед ближними, стараться никого не оскорбить, не обидеть. Храни всех Бог! Аминь!  

проповедь записали, переложили в текст и опубликовали
Татьяна Лыскова,
Ольга Легач,
Анна Ушацкая