Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово настоятеля о богаче и Лазаре

Сегодняшнее воскресное Евангелие посвящено притче о богаче и Лазаре. Лазарь был бедный человек, больной. Весь покрытый гнойными язвами, которые вылизывали псы, он лежал при воротах богатого человека, но и куска хлеба ему не перепадало с господского стола. Богач проводил все свое время в праздности и неге.

Проходит время. Оба умирают. Лазаря по каким-то заслугам, ведомым только Богу, ангелы переносят в обители райские, а богача в кромешный ад. Богач в аду страждет, горит огнём неугасимым и обращается к Аврааму с просьбой, чтоб он попросил Лазаря намочить край перста водой и смазать ему хотя бы губы, так как сжигает страшный жар. Таким образом, богач умоляет праведного Авраама о милосердии. Авраам отвечает ему, что между раем и адом пропасть, и никто не может пересечь ее. Каждый получает по заслугам своей земной жизни. Исправить и помочь человеку в аду уже невозможно.

Тогда богач просит Авраама, чтоб он послал воскресшего Лазаря к его  братьям, чтобы тот рассказал о его адских мучениях и увещевал бы его сродников опомниться от пустой жизни. Авраам на это говорит, что у них есть Священное Писание и пророки, и если даже они увидят, что мёртвый воскрес, они не поверят. Притча говорит нам о том, что нет никакого взаимообмена ада и рая. Между ними нет точек соприкосновения. И еще: это вечное местопребывание. В аду человек попадает в состояние неизменяемой муки, в раю непрекращающегося блаженства.

Вся вера православная основана на борьбе против мира сего, так как мир постоянно ищет как бы уютней, лучше и удобней здесь прожить. Весь технический прогресс существует для нашего удобства, чтобы уютней было спать, есть, ездить и т.д., -  одним словом всё направленно на комфорт, чтобы для человека всё было идеально. А Церковь всегда старается идти против течения, напоминая, что богатство ни к чему хорошему не ведёт.

Сколько не загляни в Евангелие, - всё для богатых заканчивается печально. Христос говорит: "Легче верблюду в игольное ушко пролезть, чем богатому попасть в Царствие Небесное". Богатство тянет за собой лень, самодовольство и гордость.  И что? Выходит, надо жить бедно, и только тогда попадём в Царствие Небесное? Нет, тоже не так! Вспомните, когда Христа привели на распятие, кто бил и плевал Ему в лицо? Богатые что ли? Нет! Богатым вообще и дела не было до какой-то там очередной казни некоего человека. Бедные делали заушения и оплевания Христа.  Значит, бедность – это не качество, с помощью которого можно унаследовать Царствие Небесное.

Выходит, на этот вопрос нет однозначного ответа, можно сказать лишь то, что богатство людей портит. Часто нам в жизни встречаются люди, которые были бедные дружили с нами, а стали побогаче и отвернулись. Результат налицо. А с другой стороны виден вред и нищеты, когда нищий проклинает всех и вся, ненавидя всё вокруг. Нет, это тоже хула на Бога. Уж лучше быть такому человеку богатым, чем проживать так бессмысленно свою жизнь.

Один из немногих положительных примеров нищенства, которое стало венцом святости - это блаженная Ксения Петербуржская, которая все свое время постоянно проводила в молитве, а по ночам в трудах по тайной помощи в строительстве храма на Смоленском кладбище. Церковь всегда проповедовала небесные блага, что главное в этой жизни не богатство и не бедность, а главное - стяжание Духа Святаго. И чтоб Его стяжать, надо направлять множество сил и энергии.

Апостол Павел пишет: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь". Непрестанно - значит круглосуточно, как например монахи со святой горы Афон. Они даже когда спят, творят Иисусову молитву. Люди, стремящиеся ко Господу, всегда переламывают себя -  свою гордыню, лень, праздность... Есть такое понятие, как «православие или смерть», за православие очень трудно стоять, так как быть последователем Христа  требует от нас сосредоточения духа.

1 ноября была родительская суббота, когда всё было посвящено памяти наших усопших близких. Эгоизм говорит нам, что надо бы о себе подумать, но ведь о усопших тоже кроме нас никто не помолится, а ведь у них тоже не всё гладко в этой жизни прошло.  Православие не даёт расслабиться, не успел праздник отойти, как после него идет пост. Проходит воскресенье, как тут же пришла среда и пятница -  воспоминание крестных страданий Христа, но нельзя из православия брать только праздники и забывать об обычной православной жизни - это пост, молитвенное правило, нужно всегда держать себя в духе разума, в духе любви, не давать лишним словам вырваться из тебя, постоянно контролировать свои мысли, - не осудил ли ты кого, постоянно работать над собой.

И вот, чтобы от этого иногда расслабиться существуют праздники, но потом опять повседневная православная жизнь. А не наоборот, как многие приходят, говоря: «у вас каждый раз праздник, когда вы уже работать будете?». Работать - всю неделю в духе православия. Желаю помощи Божьей в сохранении этого духа.      

проповедь расшифровал и переложил в текст Михаил Яцола
редакция и публикация Анна Ушацкая