Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово настоятеля об иконоборчестве и что значит Соборное мнение Церкви

В сегодняшнем Евангелии мы слышим притчу о Сеятелях. Семя сыпется Сеятелем на разные участки земли. Сеятель взмахнул рукой, семя разлетелось: какое-то упало на дорогу, какое-то – в терновник, на камень, и на землю, которая уже готова для произрастания этого семени, то есть она уже удобрена, вспахана и полита.

 О чем эта притча? Семя Божье – это слово Божье! А разные участки земли – это наши сердца. Бывает, мы с вами наследуем благостное слово для души, знаем, что по этим словесам жить бы надо, но приходит дьявол! Например, упала нам в сердце мысль благая, что надо во всем смиряться и терпеть, и Господу послушествовать, и прощать ближних. Но человек приходит на работу, а там обычный мир! И человек, посмотрев вокруг,  думает: «Благие слова я вчера слышал в Евангелии, но мы ведь в мире живем, а с волками жить – по-волчьи выть!» Вот что такое дьявол, который ищет, как слово Божье убить, не успев дать ему прорасти.  

Есть такой термин в православии – промысел Божий, Слово Божие сеется по принципу, который ведом одному Богу! Достаточно часто Господь слово свое разносит через иконы. Сегодня такой день, когда святая Церковь чтит святых отцов – участников Седьмого Вселенского Собора.

В богословии принято, что церковь стоит на VII столпах, на VII Вселенских Соборах, на которых утверждалась наша вера, догмы и каноны. Соборы созывались по исключительным случаям, когда появлялись ереси и расколы, лидерствующие архиереи того или иного еретического направления начинали смущать паству и на свою сторону склоняли народ.

Первая такая ересь была арианская в III веке, когда начало распространяться мнение, что Иисус Христос был не Богом, а неким супер-человеком, с уникальными возможностями исцеления и чудотворения, но что он не был вторым лицом Ипостасной Троицы, что не было Боговоплощения и Искупительной жертвы Бога за нас, человеков. Чтобы соборно принять боговдохновенное правильное решение собирались со всей тогдашней ойкумены правящие епископы, молились, дискутировали и соборно принимали то или иное решение, предавали анафеме заблуждение, которое и являлось причиной созыва Собора. Тех людей, кто не переубеждался в своих воззрениях, Святая Церковь извергала из сана (если это был священник) или, если это мирянин, - отлучала от своего общения (предавала анафеме).

То есть на самом деле – созвать Собор – это было дело нешуточное и очень серьезное с большими последствиями для народа и даже политики. И последний, Седьмой Собор, был очень непростым, но утвердил в итоге почитание святых икон. Это было тяжелое время, когда святому Собору предшествовало гонение на