Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово настоятеля на Троицкую Родительскую Субботу. Говоря о мёртвых, помним о живых

7 июня – Троицкая Родительская Суббота. Сегодня мы молимся за тех людей, которые уже отошли ко Господу.  Праздник Пресвятой Троицы празднуется с древних времён и считается днём рождения Церкви Христовой. Лишь только после снисхождения Духа Святого на апостолов, началась проповедь святого Евангелия апостолами по всей ойкумене.

Часто так бывает, что мы исполняем свой христианский долг – молимся, ходим в храм, ездим в паломничество, пытаемся читать какую-то просвещенческую православную литературу, вроде, пытаемся быть более святы, чем были. Но,  благодати Божией, как у нас не было так и нет. Благодать Божию не возможно ни описать, ни измерить. Она не видима и её очень легко перепутать с нашими эмоциями, с нашими человеческими чувствами.

Например, человек идёт в храм и говорит "Ах, какая благодать". А что именно заключается под этими чувствами точно никто сказать не может. Что нам понимать под словом благодать? Это слово не возможно расшифровать, не возможно описать словами. Нам, порой, нравиться пение в храме, молитва во время службы, звон колоколов - всё это красиво, но это всего лишь наши эмоции, а не благодать. Еще такое можно услышать в православной среде: говорят «благодатный старец». Но он такой же как все мы, из плоти и крови, как понять благодатный он или нет?

Что вспоминается в праздник Святой Троицы? На апостолов Дух Святой снизошел подобно дыханию. Как вздох прошёлся по горнице в виде огненного языка. Вот так примерно нам описывает это Священное Писание - вхождение благодати Божией. Но даже в этих словах очень всё не понятно. Какой язык, какое дыхание? Это как? Нам не понятно. Потому как мы живём на земле, а благодать относится к Духу невидимому Небесному. У нас всё земное отношение - всё материальное, меряется всё цифрами, а духовный наш мир ждёт нас впереди.

А чтобы стяжать благодать, не известно сколько сил надо потратить и чего надо получить, но к стяжанию Духа Святого призывали все угодники, все святые и Сам Господь. Для стяжания Духа Святого нужно смиренное сердце, как только ты начал роптать или осуждение бросил в своё сердце, - всё, не жди благодати. Полностью благодатным человек здесь на земле быть не может в силу того, что его не спускает земной мир.

Сегодня мы вспоминаем усопших. Часто бывает, что мы скучаем по ним, вспоминаем хорошее, свечи ставим, молимся, кладбище прибираем. А бывает так, что при жизни этого усопшего, мы ничего ему хорошего не делали - ссорились с ним, не ценили, что он был рядом, а когда его не стало, мы готовы на всё. Но всё уже позади уже самим пора туда на встречу. Это памятование о том, что надо ценить живых, а не усопших, это чувство должно сохраняться. Молимся об усопших, а помнить надо и о живых. Церковь - это такой организм к

оторый напоминает о правильности бытия на земле. Нет, прожить правильно на земле не возможно, но стремиться к какому-либо совершенству всегда надо. Для этого Церковь нам ставит множество примеров, которые описывают святые отцы, описывает различные ситуации Евангелие, притчи что бы мы жили более совершенней, чем в эту секунду.

проповедь расшифрофровал и отредактировал Михаил Яцола
записала и опубликовала Анна Ушацкая