Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
Город, осажденный вражескими кораблями, его жители, собравшиеся в храме и прибегающие к последней надежде и Заступнице — Богородице и, как ответ на молитву, видение блаженному Андрею — распростертый над миром Покров. И следом — буря, разметавшая корабли неприятеля в щепки. Этот сюжет всем известен — каждый год в праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные вспоминают чудесное спасение Константинополя от захватчиков, среди которых, по одной из версий, были и наши предки-славяне.
Именно этот праздник впервые привел меня в Царьград. До 2002 года я и не подозревала, что в турецкий, мусульманский Стамбул есть повод совершить православное паломничество. Я увидела в одном из храмов объявление: "Праздничная служба на Покров во Влахернах" и собралась в путь.
В ту поездку мы посетили множество удивительных мест — величественную Святую Софию, руины Трои, улицы древнего Эфеса, место служения святителя Николая в Анталье и пещерные храмы Каппадокии. И на фоне всего этого роскошества древностей место, заявленное как кульминация поездки, при первом знакомстве несколько разочаровало — маленькая, новодельная церковь на месте чуда, сонный греческий священник, с явной неохотой прозвеневший ключами, чтобы открыть двери русским паломникам, попутно отмахиваясь от их сложенных для принятия благословения рук. Служба, которую совершали соборно четыре русских священника, в том числе, если я не ошибаюсь, один архимандрит — все равно очень домашняя, камерная, без тени той торжественности, с которой совершался бы этот праздник в России, особенно в тех храмах, где он престольный.
Прямо в храме, на месте явления Покрова — источник, удивительно теплый и в физическом смысле температуры воды, и ощутимо согревающий благодатью. Рядом, на столике — маленькие бутылочки для воды и кружка для пожертвований.
В первый раз удивляет, что у греков по сравнению с нами все наоборот. Если в России просфоры маленькие, а святую воду принято набирать в пятилитровые канистры, то в греческих церквях во время богослужения используются просфоры и литийные булочки размером с добрый каравай, зато святой водой наполняют крошечные флакончики, какие у нас пригодны скорее для масла после елеосвящения.
Потом, пройдя окружающий Влахернскую церковь маленький уютный садик, выходишь на берег Золотого Рога и понимаешь, зачем это все — зачем ты приехал именно сюда, в эту скромную церковь, а не предпочел ей великолепие архиерейской службы на родине.Если Иерусалим принято называть "ожившим Евангелием", то византийские памятники на территории современной Турции - это ожившая церковная гимнография. Оживший Акафист, стихиры, тропари, ирмосы. Влахернская церковь не входит в число объектов той обязательной программы, которую стремятся выполнить в Стамбуле паломники и туристы. Тем не менее, посетить ее стоит — в отличие от шумных, переполненных туристами Святой Софии или монастыря Хора (Карийе).Здесь вы сможете уединенно и в тишине помолиться. А заодно подать записки о здравии и упокоении, поставить свечи, набрать святой воды из источника — ведь, в отличии от Софии, Хоры и бывшей церкви Сергия и Вакха это не музей и не мечеть, а действующий православный храм.
Конечно, как мы все хорошо знаем, Константинополь перестал быть цитаделью православия даже еще раньше, чем наступил май 1453 года, но напоминания о том, что когда-то здесь был Город Богородицы, неожиданно появляются то здесь, то там, как улыбка с Небес.
Впрочем, Город, над которым простирается омофор Царицы Небесной, не имеет географической привязки – эта любая точка земного шара, где православные молятся Матери Божией о своем спасении. И Она приходит на помощь.
автор Ольга Гуманова.
Публицист, главный редактор женского портала матроны. ру
подбор материала, редакция и публикация Анна Ушацкая
источник www.pravmir.ru