Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Психиатр Владимир Менделевич — о неврозах и страхах в пандемию

В Татарстане 35-летняя мать двоих детей сбежала в лес, испугавшись «чипирования». Вместе с сыновьями-подростками они жили в шалаше и питались листьями. Почему люди пытаются сбежать от эпидемии, не вызовет ли ковид новых неврозов и как пережить самоизоляцию, если у близкого психическое заболевание, «Правмиру» рассказал Владимир Менделевич, врач-психиатр, завкафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета.
 

— Владимир Давыдович, этой весной обострились многие наши страхи — потерять работу, серьезно заболеть, оказаться в изоляции от родителей, друзей. Как изменился профиль ваших больных?

— По моим пациентам серьезных изменений нет. Люди с тяжелыми психическими заболеваниями, диагностированными еще до атаки COVID-19, живут в таком гнетущем мире, что коронавирус больших перемен не принес.

Вообще процент таких заболеваний во все времена сохраняется на одном уровне. К примеру, распространенность шизофрении в популяции — 1%.

— Станет ли больше невротических расстройств? Например, навязчивое желание мыть руки…

— Число таких расстройств действительно может вырасти. Но не сейчас, а по прошествии времени. Первый шок прошел, люди адаптировались. Это видно по числу поисковых запросов в интернете — уже нет тысяч вопросов о коронавирусе. Кстати, многие бросились в другую крайность: недооценивая опасность инфекции, нарушают самоизоляцию.

Неврозы появляются на фоне истощения и перенапряжения психической деятельности. Но возникают не от перемен в обществе, а от изменений в жизни конкретного человека, к которым он не смог адаптироваться.

Не думаю, что после эпидемии будут проблемы с доступностью помощи. Психиатров, психологов, неврологов, занимающихся неврозами, в государственных и частных клиниках достаточно много.

— В Татарстане после введения электронных пропусков женщина ушла с детьми в лес, испугавшись «повального чипирования». Они жили там, питаясь листьями, спали на ветках, пока старший сын не пошел искать помощь.

— Здесь может быть и психическая болезнь, и просто высокая внушаемость этой женщины. На нас из интернета и СМИ выливается такое количество заблуждений, что реакция уйти в лес неудивительна. Все эти ТВ-программы о чипировании под видом вакцины от COVID-19, «Битва экстрасенсов», которая на наших экранах больше 10 лет… А научной информации дефицит, она подается малоубедительно. Поэтому и множатся противники «чипирования», ВИЧ-диссиденты, антипрививочники.

Нужно наладить спокойные отношения с человеком

— Многие сейчас испытывают приступы тревоги, страдают бессонницей, но не идут к врачу — боятся потом не слезть с таблеток. Когда необходимо прибегнуть к лекарствам, а когда можно обойтись без них?

— При психогенных нарушениях — вызванных стрессами — главная роль отводится психотерапии. При тяжелых заболеваниях, например, биполярном расстройстве, органических нарушениях,