Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Протодьякон Андрей Кураев не видит в акции Pussy Riot повода для раскола в обществе

В ходе процесса над Pussy Riot, совершившей свой панк-молебен в храме Христа Спасителя, мнения православных о должном наказании разделились кардинально. Одни сожалели, что православные не дали мусульманского отпора (хотя представители ислама и иудаизм неоднократно заверяли, что в похожем случае просто вывели бы кощунников из священного места), другие протестовали против длительного тюремного заключения, говоря, что 15 суток бы вполне хватило.

Споры последних месяцев комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.

Богословие любви и богословие ненависти
В любой серьезной религиозной исторической традиции – будь то ислам, иудаизм или христианство — со временем складывается две школы: богословие любви и богословие ненависти.
Можно найти такие священные тексты и слова учителей, которые позволяют ненавидеть твоего оппонента вплоть до убийства. А можно найти совершенно противоположные слова.
Это означает, что каждый приверженец этой религиозной традиции оказывается в ситуации выбора. Это значит, что на тебе лежит ответственность, за то, что твоя Библия раскрывается именно на этой странице. Это не ее выбор, а твой вкус. Поэтому не прячь свою ненависть, не оправдывай ее за какими-то именами и словами.
Мы видели, что Евангелие этой весной у разных православных людей раскрывалось на разных страничках. Для одних был значим и дорог образ Христа с бичом в руке, изгоняющий из храма торговцев, а другие помнили прощение блудницы.

- Получается, что у светского, атеистического общества формируется определенный евангельский запрос к церкви. Говорится «Смотрите, вот цитата, надо поступить по-христиански так».

- Это очень здорово. Понимаете, это тот случай, когда не надо с обществом спорить. Если в кои-то веки люди признали авторитет нашей священной книги, мы не должны за это отталкивать их и говорить, что политическая целесообразность понуждает нас смотреть мимо Евангелия.
Надо просто сказать тем, кто тычет нам в нос нашим же Евангелием: «Да, вы правы. Это и в самом деле наш идеал, к этому мы стремимся, но по пути часто спотыкаемся. Просто, наверно, без вашей помощи мы не сможем этого нашего общего идеала достичь. Мы немощны, мы убоги, калеки. Мы сами кусаем кулаки и локти оттого, что не можем быть такими христианами, какими должны. Может, если вот вы лично станете христианином, вы учтете горький опыт наших неудач, вы станете лучшим христианином, чем я, и тем самым поможете всем нам».

- Говорят, что мы должны защищать церковь, ведь кощунство в Церкви – это не просто так — личное нападение…

- Обратите внимание, как Святейший патриарх Кирилл воспринял нападение на него в Киевском аэропорту. Он был абсолютно спокоен, ни один