Доброе слово

Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий

Проповедь отца Сергия о современных старцах.

Дорогие братия и сестры! Сегодняшний воскресный день церковь посвящает прп. Иоанну Лествичнику. Был такой игумен горы Синайской, жил в VI веке. Церковь вспоминает сегодня именно его, потому что Иоанн Лествичник является одним из самых рассудительных святых отцов. Он написал книгу «Лествица», т.е. лестница из 30 - ступеней к духовному совершенству. И нет ни одного богослова, который в своих трудах не ссылался бы на эту книгу. Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Высший дар, который дан Богом человеку, это дар рассуждения». Мы знаем много даров Святого Духа: есть дар исцеления, дар прозрения. Часто люди ездят по всей планете, ищут прозорливых старцев. Но таких духоносных отцов, которые были раньше, сейчас уже нет. В церкви есть духовники. Духовник – это священник, к которому можно прийти и спросить духовный совет. Почему нет у нас старцев? Потому что, как говорил Амвросий Оптинский, нет послушников. Т.е. если даже мы и узнаем волю Божию, то мы все равно ее не сможем выполнить. Скажет тебе старец идти в монастырь, или еще что-то, но ты не готов это сделать, а значит и волю Божию ты тоже не готов слышать. В церкви, вся воля Божия о человеке, давно уже сказана. Через Предание, через Писания, через книги святых отцов, которых сейчас много. И на каждый вопрос в своей жизни вы можете найти ответ, если захотите. Найти этот ответ можно только в церкви. Вне церкви - невозможно. Ни какая бабушка, ни какой старец, если его учение не соответствует учению церкви, вам не помогут. Человек может быть прозорливым, но не иметь дара рассуждения. Прп. Иоанн Лествичник говорит, что дар рассуждения это высший дар. Старец должен именно этим даром обладать. Если вы почитаете прп. Иоанна Лествичника о даре рассуждения, там все прекрасно сказано. Что это такое? Т.е. человек видит мысль, откуда она приходит, и от кого она приходит. У нас есть три вида мысли, которые к нам приходят. И все эти мысли мы считаем за свои. Пришел к нам гнев, пришло раздражение, мы начинаем тут же срываться. Пришла мысль завистливая, мы начинаем тут же завидовать и т.д. И мы считаем, что все эти мысли наши. Не понимаем, что есть мысли от Бога; есть мысли от ума человеческого; и есть мысли, конечно же, от демона, от злого духа. Чтобы разбираться во всех этих мыслях, как говорит Силуан Афонский, надо иметь дар рассуждения, который стяжается великим и долгим подвигом. Вернее, мучительным и долгим подвигом. К сожалению, посмотрим на современных наших чудотворцев, бабушек, знахарей и т.п. Откуда у них этот подвиг, если церковь открылась, можно сказать 20 лет назад? А тех, которые получили довоенное воспитание старцев, их уже нет. Господь так судил, потому что есть, все необходимое для спасения, в церкви. Самое главное - есть Таинства. Если ты не причащаешься, если ты не исповедуешься, если ты не принимаешь Таинства церкви, то все твои труды будут напрасны. Кому церковь не мать, тому Бог не отец. Вне церкви человек не может полноценно духовно расти. А жизнь нам дана для того, чтоб вырасти в духовную жизнь, умереть и жить вечно. Вот для этого нам эта жизнь и дана. Все святые, в один голос, говорят, что вне церкви человеку не возможно спастись. А кто говорит, что он в душе верит в Бога, то такой человек далек от истины. В церкви есть священник, к которому нужно приходить и спрашивать все вопросы, в любое время дня и ночи. К сожалению, современные психологи почему-то отвергают Бога. Но, как раз священник - он и есть врач души. И душу может лечить только священник. Все святые нас призывают к трезвой жизни. К трезвой - это значит не то, чтобы не пить; а трезво жить - это значит во всем иметь рассуждение. Прежде чем что-то сделать, надо подумать несколько раз. Правильно ли я это делаю? А самое главное - помолиться: «Господи, вразуми!». Вот и я вас всех призываю, давайте жить трезво и молиться. Храни всех Бог!
Проповедь переложили в текст Ольга Легач и Татьяна Обломкова