Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Проповедь отца Сергия в день памяти первого Вселенского Собора

 Дорогие братия и сестры! Сегодня мы празднуем память святых отцов первого Вселенского Собора. Этот Собор, в 325 году, в Никее, т.е. в Византии, собрал император Константин Великий. Он совсем недавно провозгласил Православие государственной религией страны и еще не было установлено догматическое учение. Епископы, собравшиеся со всех епархий, как раз и должны были выработать основное православное учение, а именно: учение о Боге, о Духе, о Святой Троице, о Церкви, о том, когда нужно праздновать Пасху и многое другое. В то время уже существовало много ересей и больше всего было последователей Ария, который говорил, что Христос не Сын Божий и не Бог, а просто высшее творение.
                 Это воскресение, посвещенное памяти святых отцов, является первым по Вознесении Спасителя. Именно Вознесением заканчивается Божественное Домостроительство Спасения рода человеческого. Как я уже много раз говорил, догматическое учение надо принимать с верой. Вера - это наше внутреннее зрение. Когда человек начинает верить, только тогда он начинает и понимать догматы веры.
                   После воплощения Сына Божия, человеческая природа соединилась с божественной природой и, тем самым, Бог обожил человеческую природу. И как поется в Символе Веры: "возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца". Потому что, именно эта новая, обожествленная человеческая природа вошла в состав Святой Троицы. Святые отцы Вселенского Собора выработали догмат о Святой Троице. Троица существует в себе неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно. Бог, в своей сущности непостижим, даже святыми Ангелами, но Он постигаем в Своих Божественных Энергиях. Святой Григорий Палама выработал это учение. Энергии - означают Божественные действия вне себя. Бог, в своих энергиях, или как мы говорим, - в своей благодати, - есть везде, даже в аду. И как Бог - есть Троица, так и в человеке есть три природы: телесная, душевная и духовная. Иисус Христос, во всей своей полноте, является Богом и Человеком. Но божественная природа не слилась с человеческой, как учила следующая ересь монофизитства. Что Божество, как бы поглотило человеческую природу, как каплю море. Святые отцы первого Вселенского Собора утвердили, что Иисус Христос, во всей своей полноте стал человеком, и во всей своей полноте оставался Богом: неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно.
                   Мы, как христиане, должны знать эти главные догматы своей веры. Сейчас очень популярны различный восточные учения, медитации, йога. Но мы должны понимать, что когда человек входит в состояние транса, по их методикам, то он создает свое тело удобным для вхождения в него демонических энергий. Современные учителя восточных практик, ерисиархи, преподносят свое учение очень красиво, очень грамотно, научным языком. Есть даже такое понятие, как неоязычество. И современный человек стремится ко всему такому таинственному, неизведанному; запретный плод всегда сладок. Не зная своего православного учения, он не понимает и всей опасности ереси. Был такой случай, когда к одному подвижнику, живущему в пустыне, пришли завистники и оклеветали его. Стали обвинять его во всех грехах. - Авва, ты лицемер. - Да, братия, я такой. - Авва, ты лгун. - Да, я такой. - Авва, ты блудник. - Да, я такой. Но когда они сказали: - Авва, ты еретик; тогда святой возмутился и с гневом прогнал этих отцов. Ученики спросили его: почему ты со всеми грехами соглашался , а в ереси отверг обвинение? Святой отвечал: наша природа человеческая - падшая, и ей свойственны все грехи, но они врачуются покаянием. А ересь - это грех против Бога, человек отпадает от Церкви и не может быть спасен. Он погибает уже в этой жизни, как случилось и с Арием, которого отлучили от Церкви отцы первого Вселенского Собора. Мы должны, дорогие братя и сестры, стремится к постижению нашей веры. Постигая православную веру, мы постигаем Бога. Храни всех Бог! Аминь.
Проповедь переложила  в текст Ольга Легач.
27.05.12