Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь! В сегодняшнем Евангелии повествуется о Закхее, мытаре. Он жил в городе Иерихоне. Когда Христос пришел в этот город, Его окружало множество людей, которые Его радостно встречали, слушали, почитали. Каждый мечтал прикоснуться к краю Его ризы. Не подумайте, что это хороший признак. Такое почитание бывает ложным. В преддверии поста мы начинаем вспоминать разные события из жизни Христа. В том числе, когда Он висел на кресте, куда скрылись все эти почитатели? Зато появилась толпа, которая кричала: распни, распни Его!
В нашей жизни такое часто прослеживается. Например, взять нашего Святейшего патриарха. Когда он взошел на патриарший престол, все радовались, но достаточно было нескольких проплаченных сюжетов по телевидению и уже, даже среди православных, началось осуждение. Священника не может мирянин осуждать, а что говорить о патриархе? Мы все в грехах. От почитания до ненависти - один шаг. Под влиянием толпы - это часто происходит. Человек, может, и не думал никого осуждать, критиковать, но пришел на работу, а там уже что- то обсуждают и, послушав, сам начал грешить, благодаря стадному чувству. Мы должны всегда помнить, что мы - христиане, не имеем права никого осуждать, потому что носим имя Христа, и должны исполнять заповедь: не судите, да не судимы будете.
Старший по возрасту или по должности имеет право сделать замечание младшему. В этом нет греха. Во все времена почитался возраст, и с детства человек воспитывается в почитании старости. В церкви нет равенства, муж ставится во главу семьи. Вначале подходят ко кресту самые старые мужчины, потом молодые мужчины, дальше дети мужского пола, только потом дети женского пола, потом все остальные женщины. Какое будет у детей почитание старших, если их вперед к кресту пропустили, вперед на помазание, откуда это почитание? Когда служит архиерей, ему масса иподиаконов прислуживает, одни посох подают, другие свечи; потому что, архиерей собой символизирует Христа, это символ, а мы, отдавая почести, отдаем их не самому человеку, а Богу. Мы Христу должны отдавать все самое лучшее. В храмах все посвящено Богу, поэтому исстари в Храмах делали самое лучшее убранство, которое было не позволительно дома - золотые купола, иконостасы, дорогие киоты и украшения икон в серебре и драгоценных камнях. В доме ничего золотого могло и не быть, но Богу отдавали все лучшее. В семинарии нас учили, что когда вы будете батюшками, у вас будут брать благословение, целовать правую руку, но вы всегда должны помнить, что эти почести не вам, как человеку, потому что человек грешен, это почести вашему священному сану. Как Христос на ослике ехал в Вербное воскресенье, все постилали одежды, а осел думал: это мне, вот, как меня народ любит! На самом деле, почести были Христу, который на нем сидел.
Мытаря Закхея народ ненавидел за то, что он был из сборщика налогов. Мытари хорошо жили, за счет того, что обирали местное население в честь Римской Империи. Но, куда деваться, мытарь должен быть, без него никакое государство развиваться не будет. И у нас есть налоговые инспекторы, и их тоже не любят, такая профессия. Закхей хотел увидеть Христа, но он был маленького роста, а Христа всегда окружали толпы людей, протиснуться было почти невозможно. Тогда он выбрал дерево на пути движущейся толпы и залез на него. Говорят, до сих пор эта смоковница растет в Иерехоне, на которой сидел Закхей. Иисус, когда проходил это место, увидел его и сказал : Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Христос зашел к грешному человеку. Так всегда бывает: в теории все всех любят. Народ слушал слово Божие, ходил за Христом, но как только дело доходило до практики...Так и в церкви: говорит батюшка, что надо любить, прощать, не осуждать. Все слушают, а как только вышли из Храма и вся теория с практикой разминулась. Закхей проявил те чувства, которые раньше не проявлялись, они были скрыты в глубине. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Аврааама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Аминь.
17 февраля
проповедь записали, переложили в текст и опубликовали
Татьяна Лыскова
Елена Полынина
Анна Ушацкая