Доброе слово

Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий

Проповедь настоятеля на крестопоклонную неделю

Эта неделя называется крестопоклонной. О том, что такое крест, можно говорить много. С точки зрения Евангелия - это орудие казни, которое человечество дало своему Богу. А с житейской точки зрения мы часто употребляем выражение «несу свой крест». В определённом смысле мы несём свой крест, но какой? Задумаемся над этим. Ведь Господь ассоциируется у нас с крестом в первую очередь, когда терпел страдания на Голгофе. Остальное время до Своих крестных страданий Он проводил в общении с людьми, в исцелении их, исправлении грехов.

Выражение «несу свой крест» относится к нашим одному или двум делам в жизни. Например, как уход за больным, воспитание ребёнка или жизнь с пьющим человеком. Это те испытания в жизни, которые надо пройти со смирением. А в остальном нет. То, что мы ходим в магазин, общаемся, едим - это не крест, а наша повседневная жизнь. Всё, что нужно делать обязательно и даётся нам тяжело, то и есть наш крест, под которым мы, порой, даже падаем. Но если мы задумаемся, то кресты у нас очень маленькие и нельзя сказать, что они не подъёмные.

Не надо путать тот крест, который Господь Сам на Себя возложил, и те кресты, которые добровольно на себя накладываем мы. Некоторые говорят, что несёт тот или иной крест, но это дело добровольное. Мы его можем и не брать, так как Господь насильно никого в Царство Небесное не ввёл.  Царство Небесное - это добровольное место для тех, кто любит Бога и туда пинками никого загнать нельзя. Человек просто так в Царствие Небесное не входит, он должен понимать, что это такое.

Мы чаще живём по принципу «своя рубашка ближе к телу» вот то, что тут земное есть и осязаемо, мы понимаем, а то что там - это далеко и не понятно. Человек понимает, что такое Царствие Небесное, когда на него обрушиваются скорби, болезни, когда он понимает, что минуты его на земле сочтены и вот-вот он престанет перед Богом. Но с чем? Какой ты крест нёс, чтобы исполнить заповеди Божии? Посмотрим на своё житие, ничего там особенного-то и нет - только грехи, осуждение, ропот, постоянные стоны о том, чтоб нас кто-либо пожалел, выслушал - всё у нас направлено на то, чтоб удовлетворить наш эгоизм.

А сколько в нашей жизни того, что мы делаем для ближнего? И даже если делаем одно, то другой рукой забираем. Идём навестить кого-то, заодно и свои скорби расскажем, выходит, что навестил и выговорился, и вроде легче стало. Значит, ты это делал не просто так кому-то, а больше себе. Великий пост - это чудное время чтения духовных книг, чудное время размышления о своей жизни, о своей греховной составляющей, подумать, от какой греховной страсти надо избавиться.

Крестопоклонная неделя напоминает нам, что крест мы должны пронести с благоговением и принести его к Богу. И давайте помнить, что крест - это есть дело добровольное и от любого креста всегда можно избавиться. Сам Христос, мог бы от своего креста в один миг избавиться, Он же Бог, но Он не поступил так, Он донёс свой крест до конца и победил смерть, даровал человеку свободу от греха, дал каждому из нас счастливый билет, попасть в Царствие Небесное к Нему, к Богу. Но можно смалодушничать и отказаться от своего креста. Можно перестать ухаживать за больным, тем самым бросив свой крест. Грех? Да, грех! Ты свой крест бросил. Кто-нибудь подберёт? Да, возможно. Но ты бросил. А если не бросил, то почему? Да потому что Христос не бросил и донёс.

Если мы бросаем свой крест, то христианами нас назвать уже нельзя, ибо наша жизнь направленна на один ориентир -  надо жить так, как жил Христос. А Он в первую очередь изображен на Крестном знамении. И кресты бывают очень красивые и украшенные, но на нем изображен Бог, а точнее, Его тяжелейшие страдания. Какая бы не была золотая корона, страдания всегда остаются страданиями. Желаю вам, братия и сестры, в течение всей своей жизни нести и донести свой крест.

проповедь расшифровал и отредактировал Михаил Яцола
записала Татьяна Лыскова
опубликовала Анна Ушацкая