Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
Летом в “Новой газете” вышел материал 18-летней Анны Кулаковой “Нам там не место: почему студенты-отличники бросают вузы после первой сессии”. Статья, написанная бывшей студенткой, вызвала невероятный резонанс, вузовские и школьные преподаватели активно включились в дискуссию. Правда ли, что абитуриенты слишком инфантильны и их нужно развлекать и нянчить, и в том ли дело, что за учебу теперь платят родители? Почему молодые люди, так много вложив в поступление, оставляют хорошие университеты? В этом попробовали разобраться участники круглого стола в Московской высшей школе социальных и экономических наук.
У явления, о котором идет речь, много причин, считают студенты: это и естественный, с точки зрения возрастной и социальной психологии, кризис, и влияние мощного олимпиадного движения, и личностные особенности конкретных студентов.
Молодые люди сами предъявляют претензии не только к устаревшей системе преподавания в вузах, но и к своим сокурсникам. Одни – в основном те, кто поступил после победы на олимпиадах, – мотивированы на исследовательскую работу, глаза у них горят.
Но большинство студентов их потока не готовы к взрослой самостоятельной жизни, слабо мотивированы и не знают, чего хотят. Они не готовы к учебе в университете – не в последнюю очередь и из-за огромной нагрузки при сдаче ЕГЭ.
«Олимпиадники» хотят развиваться дальше, им скучно топтаться на месте. Эти мотивированные студенты желали бы заниматься исследовательской работой, но не могут: как из-за инертности остальных, так и потому что преподаватели не заинтересованы в индивидуальной работе с ними.
Антон Скулачев, учитель словесности гимназии № 1514, председатель Гильдии словесников
История эта не новая. Почему выпускникам хороших школ нечего делать на первом курсе, они «забивают» на сессию и вылетают? Всегда переход от школы к университету связан с личностным кризисом. Но ведь в данном случае речь идет о студентах-отличниках, которые поначалу были всем довольны, а потом разочаровываются в обучении. Значит, дело не столько в них самих, сколько в системе вузовской подготовки. Безмерно уважаю и ценю коллег, работающих в вузах, но подход к высшему образованию нуждается в радикальной пересборке.
Университет сегодня должен выдерживать немыслимую конкуренцию с очень качественными, прогрессивными и интересными формами получения знания, и далеко не всегда это у него получается.
Современное образование непрерывно и технологично. Но при всей технологичности оно будет успешным, только если сохранит человечную интонацию и обращение к каждому конкретному студенту. Сегодня вуз как проект массового образования, особенно бакалавриат, утрачивает связь с реальной жизнью и личностью студента.
Проблемные зоны есть, конечно, и в школе. Там провалена профориентационная работа. Школьник плохо себе представляет, что такое, к