Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Почему в Сочельник варится сочиво, или кутья

Лет в пятнадцать я перестал ждать день рождения. Может, взрослость пришла, не знаю. Всегда ловил себя на ожидании праздника, трогательном и таинственном чувстве, а тут перестал. Помню только, что ожидание по своему накалу и напряжению в какой-то степени перекрывало сам праздник. Праздник наступает, ты получаешь подарки, иногда разочаровываешься даже, а потом понимаешь, что ждать больше нечего. С этим чувством я даже свыкся, а потом у Высоцкого встретил точное описание: «И только немного завидуешь тем, Другим, у которых вершина еще впереди».

Много лет спустя, когда пришел в Церковь, а это было в начале девяностых, мне в руки попались «Записки» отца Александра Ельчанинова. В них он говорил, что однажды потерял ощущение праздника. Как же я удивился! Выходит, не я один. Отец Александр писал, что ощущение это вернулось, когда он уверовал во Христа. Именно в Церкви через живую и искреннюю веру к нему вернулась детскость. Те слова отца Александра помогли мне не только сформулировать то, что давно зрело внутри, распознать собственные чувства, главное, помогли убедиться, что именно в Церкви ко мне вернулась утраченная детскость.

В одном из евангельских чтений мы находим историю о печально идущих из Иерусалима в Эммаус Луке и Клеопе. По дороге к ним приступает под видом путника Господь, которого они, конечно же, не узнают. Путники рассказывают, что Спаситель умер три дня назад, а они-то чаяли, что Он тот, кто восстановит царство Израиля! Для них с распятием и погребением все закончилось. Некоторые женщины, – признаются Клеопа и Лука, – конечно, удивили всех своими рассказами. Мол, им явился ангел у гроба. Но разве можно относиться к этим байкам иначе, чем скептически? «А мы-то чаяли…» – повторяют и повторяют путники. Вскоре происходит узнавание Иисуса, преломление хлеба. И вот уже Клеопа и Лука в радости бегут сообщить одиннадцати о своей встрече. Затем и Сам Господь является остальным…

Праздник – это исполнение таинственного ожидания, это торжество. Блаженны очи, что видели, потому что многие ждали и не сподобились. Но скажу, быть может, не самую правильную вещь, для меня «а мы-то чаяли…», вот это ожидание, в какой-то степени перекрывает само событие, которого ждешь. По-человечески ожидание значимее. Вспомните, как вы когда-нибудь ждали встречи с любимой, как скучали в разлуке, как готовились к новому свиданию…

Я много думал и однажды понял, что даже круг церковных праздников устроен таким дивным образом, что мы постоянно поставлены в ситуацию ожидания – Рождества ли, Богоявления, Воскресения. Это так, потому что ожидание не меньшая тайна. А как премудро устроены посты,