Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
Мы часто говорим о вселенском характере Православия, вспоминаем слова апостола Павла о том, что во Христе нет ни эллина, ни иудея; что мы «не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем»; что Отечество наше на Небесах. И это действительно так.
Но в христианстве вселенское начало соединяется с национальным, и Православие в его историческом бытии являет себя как семью Поместных Церквей, национальных Церквей, каждая из которых имеет свои особенности. Тот же апостол Павел часто подчеркивал, что он римский гражданин.
Во время Отечественной войны 1812 года святитель Филарет, митрополит Московский, говорил своей пастве: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество — ты примешь жизнь и венец на небе». Так важно для спасения души служение своей Родине. Христианином надо быть здесь и сейчас – “где родился, там и пригодился”. И вот сегодня мы празднуем День всех святых, в земле Российской просиявших…
Благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, святая равноапостольная Ольга, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская – лишь от произнесения этих имен теплеет на душе и светлеет на сердце. А сколько таких святых просияло в нашем Отечестве? Вся русская земля исхожена их ногами, окроплена потом их трудов, орошена кровью их страданий.
Сегодняшний праздник воскрешает в нашей душе идеалы Святой Руси. Что это за идеалы? Можно было бы понять это по контрасту.
Предположим, что существовал бы «День всех американских кумиров». Тогда, конечно, одно из главных мест в нем занимал бы Стив Джобс, создатель Apple. Действительно, выдающийся, гениальный человек, который реально изменил мир, как и хотел. Многие из нас, чуть ли не все, пользуются компьютерами Mac, айфонами, айпэдами, мы даже мыслим теми категориями, которые придуманы создателями этой техники.
Но когда читаешь жизнеописание Стива Джобса, то с удивлением видишь, что подражать в общем-то нечему. С христианской точки зрения это все со знаком минус: от его личной жизни до работы с подчиненными. Основной инструмент Джобса – манипулирование людьми, использование их в своих целях, а если человек уже отработал свое, то его выбрасывают на помойку, даже близких друзей. «Поле искажения реальности», то есть вдохновенный обман, нетерпимость, деспотичность, уверенность в своей правоте, а главная цель – деньги, влияние, успех. Это яркое проявление духа протестантской трудовой этики, на которой зиждется капитализм. Недаром многие отмечали, что Джобс в своих выступлениях похож на протестантского пастора (хотя он был даже не христианином, а дзен-буддистом).
Совсем другое представляют собой ценности Святой Руси. Если вспомнить преподобного Сергия Радонежского, создавшего первую церковь в честь Святой Троицы, чтобы воззрением на Троицу «побеждалась ненавистная рознь мира сего», или преподобного Серафима Саровского с его учением о стяжании Святого Духа, то мы видим совершенно иные ценности...
Известный мыслитель начала XX века Владимир Ильин писал, что Запад простил бы нам кремлевские соборы и оптинских старцев, но он не мог простить нам, что при этом у нас были потрясающие успехи цивилизации, мощное государство, развитая промышленность и высокая культура. Не мог простить, а потому принял активное участие в реализации Октябрьского переворота 17-го года. Это общеизвестный факт.
И нынешний проект “пора валить” – то есть уезжать из страны, – о котором кричат повсюду, навязан нам извне, это целенаправленная пропаганда, достаточно почитать специальные сайты по этой теме.
Да, надо честно сказать: нас многое не устраивает вокруг, а прежде всего – внутри себя, но и вокруг тоже. Но как не вспомнить замечательные слова Пушкина, которые надо золотыми буквами написать на всех площадях России. Поэт сказал их в ответ на знаменитое письмо Чаадаева, где тот выводил все наши беды из факта принятия Православия. Так вот, Пушкин пишет: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератор — я раздражен, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Да, нас очень многое вокруг не устраивает, раздражает, мы оскорблены и возмущены, и да, мы любим Европу, и нам есть чему у нее поучиться, но это совершенно не значит, что мы должны отрекаться от своих ценностей и поносить свою Родину.
Русский проект, как бы он ни назывался – русская идея, мобилизационный проект или что-то еще – это прежде всего духовное обновление, внутреннее очищение, как в личном, так и в социальном смысле. И главная ценность русского проекта – святость: быть христианами не только по имени, но и по жизни. Это тот категорический императив, о котором мы говорили в прошлое воскресенье.
Это возвращение к истокам, возвращение к тем идеалам, которые заключены в двух великих словах – Святая Русь. Аминь.
автор Иеромонах Симеон (Томачинский)
из проповеди на праздник "Всех святых в земле Российской просиявших"
источник www.pravoslavie.ru
подборка материала Анна Ушацкая
Фото Виталий Дядчев, источник www.photosight.ru