Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Отец Сергий рассказывает о молитве на праздник родителей Сергия Радонежского

С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня 11 октября мы вспоминаем жизнь и подвижничество Христа ради родителей Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Были они из бояр и жили в Ростове, но после разорения и обнищания им пришлось перебраться в удел князя московского Дмитрия, в Радонеж. Село это есть до сих пор, и находится от нас совсем рядом – в получасе езды. Сюда семейная чета переезжает вместе со своими двумя детьми – старшим Стефаном и средним Варфоломеем, будущим преподобным Сергием Радонежским. (Потом у четы родился еще третий сын Петр). Здесь они трудятся и обустраиваются.  Юный Варфоломей еще с раннего детства почувствовал любовь к иноческой жизни, но родители не благословляли его, говоря, что сын их должен сначала исполнить свой долг в заботе о родителях, что  Варфоломей и делал в послушание. 

В то время на Руси была благочестивая традиция уходить в монастырь людям преклонного возраста, чтобы достойно подготовиться к смерти. Так же поступили родители преподобного Сергия. Они ушли в Хотьковский Покровский монастырь, тогда это было две обители - мужская и женская. Только после этого преподобный Сергий сам уже мог начать свою иноческую жизнь.  

Вспомните, что это было за тяжелое время – Монголо-Татарское иго. Но несмотря на это, духовность людей была великая. И поэтому Русь называли святой. Сейчас мы видим обратное. Жизнь не такая тяжелая, а духовности нет никакой, идет тяжелое обнищание духом. Поэтому есть такая закономерность, если  человеку трудно, то  тогда он становится духовнее. Человек начинает молиться, общаться с Богом, начинает разбирать свое поведение, переосмысливать жизнь.

В Апокалипсисе Господь говорит: «Кого люблю, того наказываю». Это говорит нам о том, что человек очищается и освящается через испытания. Вспомните совсем недавнее время – советские времена, когда Церковь Христова была в оппозиции государству. «Белые платочки» бабулек  по большому счету спасли Церковь. Но когда наступает благополучное время, тогда вера среди людей начинает потихоньку ослабевать, человек начинает расслабляться. И это всё ведёт к неблагоприятным последствиям. Как после штиля шторм и наоборот. Вот сейчас мы с вами и наблюдаем такой штиль. Правда он мнимый.

Сейчас идёт такая духовная война, которой ещё не было с основания мира - война за человеческие души сотнями тысяч.  В это время наша главная задача пытаться не ослабнуть в вере, молиться столько, сколько можем,  за себя, близких и призывать на помощь всех святых. Только молитвой наше общение с Богом может нам помочь. Поститься мы не можем, как раньше наши предки постились, совершать подвигов мы не можем... Но прийти в храм,  чтобы здесь помолиться за себя, за своих родственников мы можем. И нет нам оправдания в том, если мы делать этого не будем. И поэтому давайте будем, по возможности, по силам молиться,  чтобы Господь услышал наши молитвы помогал нам и нашим близким, и нашей матушке Отчизне.

проповедь расшифровал и переложил в текс Михаил Яцола
редакция и публикация Анна Ушацкая