Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Небесный день России. Два праздника в календаре: светский и церковный

В середине июня два важных праздника стоят близко друг к другу – наш государственный праздник «День России» 12 июня и выпавший в этом 2015  году на 14 июня «Всех святых, в земле Российской просиявших». Размышляя об этих праздниках, невольно задумываешься, как отождествляют себя наша страна - Российская Федерация - и Русская Православная Церковь. Очень многим хочется увидеть этакий русский церковный национальный праздник!
Вопрос этот тем более важен, что очень многие наши сограждане видят в Церкви существенную часть своей национальной идентичности. А государство в свою очередь старается использовать Церковь как инструмент патриотического воспитания граждан. Эти два соседствующих праздника показывают не столько общность, сколько различия между государством и Церковью, между национальностью и Церковью. Церковь преподает нам в празднике «Всех святых, в земле Российской просиявших» свое умеренное и стройное представление о Родине, бесконечно далекое от какого бы то ни было национализма.
«День России» имеет совсем молодую и мало кому известную историю. Это одна из фундаментальных проблем нашего государства. Российская Федерация свое основание находит лишь в мало кому знакомом акте о государственном суверенитете, принятым Верховным советом РСФСР 12 июня 1990 года. На следующий год в этот день Российская Федерация избрала себе первого президента – Бориса Ельцина. Какое-то время этот праздник именовался в народе «днем независимости», но кроме усмешек это мало что вызывало.
С конца 1990х официально закрепили название «День России», содержанием которого стала пропаганда государственной символики – флага, герба и гимна - в сочетании с неполитическими символами – русской березки и песен про реку Волгу. В этот день проходят приемы в Кремле и в посольствах России за рубежом. Находкой для государственных идеологов стало с какого-то момента проведение в этот день церемонии вручения Государственной премии. Осудить этот праздник вроде не в чем. Но сказать, что он чем-то вдохновляет или что-то нам сообщает о сущности России, тоже вряд ли получится.
То ли дело праздник «Всех святых в земле Российской просиявших»! Тут и история его удивительна. Начинается она с XVI века, проходит через сложности Поместного собора 1917-18 годов, через муки ГУЛАГа, ужасы Великой Отечественной войны, долгожданное празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, которое знаменовало снятие тяжелых цепей богоборчества. И богослужение этого праздника так богато глубокими смыслами и неожиданными открытиями.
Главные торжества в 1988 году – а будем помнить, что партийное и государственное руководство до последнего сомневалось, разрешить ли широкомасштабные торжества – происходили именно в день Собора всех святых в земле Российской просиявших и ознаменовали собой выход