Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Настоятель трактует воскресное Евангелие о кредитах и должниках

В сегодняшнем воскресном Евангелие от Матфея мы читаем: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.».

Все вокруг нам что-то должны, а мы сами? Братия и сестры, как только это слово уйдёт с нашей головы, - что кто-то нам что-то должен; правительство нам льготы должно, зарплаты больше должны быть или ещё что-то, - когда слово "должен" будет направлено не ко всем остальным, а только к себе, тогда то мы и приблизимся к Богу. Потому что Евангелие пропитано словом должен, но только по отношению к себе самому. Как только на другого подумал - "должен" - всё. " Вспомним Господню молитву «Отче наш»: «И остави нам долги наши яко же и мы оставляем должником нашим...". Конечно же страшная вещь, когда ты попадаешь с кредитом по каким-то особым обстоятельствам, но бывают и люди которые вводят в кредит.

В Евангелие чётко сказано, что блаженен тот, кто не соблазнит. А нас диавол соблазняет, нам хочется жить быстрее, чем мы живём. Зайдём в магазин - тот телевизор мы не тянем, но нам предлагают - ты тянешь, только оформи кредит. Человек подписывает, проходит два месяца и уже хочется чего-то другого, и жена была против телевизора, - она хотела стиральную машинку...Начались ссоры, раздоры и … брак развалился. Не потерпели друг друга из-за этих денег - страшные вещи! И разошлись бы по какой-нибудь толковой причине: бывают и страшные вещи, такие как например - психическое расстройство. Но разошлись из-за какой-то железяки, которая через три года так устареет, что на неё вообще никто не посмотрит. И два человека предали друг друга, предали любовь, предали все обещания, которые давали в таинстве брака из-за куска железяки и денежных бумажек.

Поэтому, братия и сестры, нынешнее Евангельское чтение постоянно напоминает нам - сто раз отмерь, один раз отрежь: не влезай лишний раз в кредиты, - берёшь чужое, а отдаешь своё. Чувствуй - где можешь попасть, знай - что всё может разлететься, у тебя последнее могут отобрать. Но и не давай кредита, если видишь, что человек не потянет. Иногда люди приходят и просят в долг: "- Займи десять тысяч рублей? У меня такая ситуация - очень надо!" - как должен поступить христианин?

Если ты прекрасно знаешь, что эти деньги тебе не вернут, - тогда дай ему тысячу рублей безвозмездно и это будет помощь, пусть не та, которую человек от тебя ожидал, но всё же помощь. А если знаешь, что отдадут - займи столько, сколько отдадут, но просто так – без процентов. Потому что в Евангелие Христос говорит давать просящему у тебя и от берущего взаймы не отрекаться. Другое дело если ты с этого кредита хочешь ещё что-то получить: "- Я дам, но под проценты", - для христианина это грех. Банки - это не люди, а юридическая организация. А люди людям без процентов должны помогать, иначе - грех. Сегодняшнее Евангелие особенно актуально в наше время. Сто раз отмерь - один раз отрежь. Это распространяется как на обычную, так и на духовную жизнь. Аминь.

проповедь расшифровала и отредактировала Карина Квитке
опубликовала и записала Анна Ушацкая