Доброе слово

Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий

Как учиться, если в школе не дают права на ошибку

Дети с первого класса выполняют строжайшие правила. Зачеркнул в тетради — минус балл, перепутал клеточки — замечание. Родители часами сидят с ребенком над уроками, а некоторые и репетитора нанимают. Но чему важно научиться в начальной школе на самом деле? Анна Данилова беседует о болевых точках школы с Марьяной Михайловной Безруких — директором Института возрастной физиологии, доктором биологических наук, профессором.
 
 Чему должен научиться ребенок до 1-го класса

— Начнем с дошкольников. Есть такая модная книга «После трех уже поздно». Но что действительно должно сформироваться у детей до школы? В одном родительском чате мама спрашивает: правда, что к школе ребенок уже должен уметь считать с переходом через десяток?

— Я отвечу так, как я отвечаю обычно — ребенок ничего не должен. Ребенок может при соответствующих условиях. Это и особенности его развития, и состояние здоровья, и окружающая среда, в которой он растет, заботливые или не очень заботливые взрослые, которые его окружают. Все влияет на то, что может ребенок перед школой.

Дошкольный возраст — это действительно возраст очень интенсивного развития мозга, всех функций, всех способностей. Но это может проявиться только в том случае, если требования взрослых адекватны возможностям ребенка, если они щадяще относятся к нему и понимают, в какое время и что они требуют.

Та модная книга, о которой вы сказали — «После трех уже поздно» — была издана 50 лет тому назад. За 50 лет мы очень многое узнали о развитии мозга ребенка, о том, что такое хорошо и что такое плохо для его развития. Мы существенно изменили условия жизни детей. Чего стоят только гаджеты!

Наше последнее исследование 2019–2020 года показало, что уже в возрасте года больше 5% детей используют гаджеты. Как используют? Родитель ставит гаджет перед ребенком, и тот смотрит. А к 5–6 годам таких детей больше 90%. 50 лет тому назад ничего подобного не было.

Эта книга «После трех уже поздно», если ее внимательно читать, стимулирует родителей очень внимательно относиться к ребенку, следить за тем, как он развивается, оценивать то, что он может и не может.

Но там есть одна устаревшая глава — о развитии мозга ребенка. Именно на основании данных этой главы автор сделал этот вывод — это такой красивый маркетинговый ход: после трех уже поздно. К сожалению, люди, которые не очень вникают в содержание этой книги, ориентируются на этот маркетинговый заголовок и считают, что мы до трех лет должны дать ребенку все, что мы можем и не можем; и