Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
В последнее воскресенье перед Рождеством Христовым мы с вами вспоминаем праведных ветхозаветных отцов, чающих прихода в мир Избавителя от смерти и греха. Апостол и Евангелист Матфей, как раз свое Евангелие пишет для евреев на древнееврейском языке. Там он объясняет все ветхозаветные пророчества прихода в наш мир долгожданного Мессии.
Мы знаем, что в ветхозаветном роде все знали о пришествии Христа. Ещё Адаму Бог сказал в раю о том, что придёт Миссия и спасёт тебя от греха, проклятия и смерти. Потом Бог Отец дал этот же завет Аврааму, который передал его своим сыновьям, а те - своим сыновьям. В каждом роду еврейском была надежда, что придёт Мессия. Именно поэтому они рождали много детей и всех записывали в летописи, чтобы в каждом роду сохранились все имена на тот случай, что именно в их роду родится Христос.
Тогда все люди на земле, в ойкумене говорили, что должен прийти Бог, и если Он не придёт, то так невозможно жить дальше. И во всех родах не только в избранном еврейском народе, но и в Европе в античной философии в то время сложилось состояние такого оскудения.
Вся античная философская мысль была в тупике: все говорили об Истине и ее поиске. Но каждая философская школа противоречила друг другу. Одни говорили, что будем есть и пить, коли завтра умрём. Другие говорили, что если нет Истины, тогда какой вообще смысл жить? В то время самоубийство считалось чуть ли не нормой. Говорили, зачем вообще жить, если судьба к тебе не благосклонна? Тело являлось темницей для духа, поэтому быстрее хотелось освободиться от этой темницы, а что ждало тебя дальше не известно. А другие говорили, что сам Бог может прийти на землю и сказать, как нам жить.
И как сейчас говорят о конце света, так и тогда говорили о приходе Мессии. И сегодняшний воскресный день нас подготавливает к пришествию в мир Христа. Апостол Павел пишет про патриархов: что Бог требовал от них веры и святости. Но что такое святость? Ветхозаветные пророки были праведниками и лишь только новозаветные святые благодаря спасительной жертве Христа могли уподобиться святости. Есть только одно исключение из всех ветхозаветных пророков – это Пророк Божий Илия. Он был настолько устремлен всеми силами души к Богу, что просил себе даже смерти, ибо не мог жить среди безбожного израильского народа. Но Господь сказал, что его время не пришло, и что он не единственный в праведности - Бог сохранил ещё семь тысяч праведников.
Тут надо вообще спросить себя, что мы вообще понимаем под словом праведник и какая судьба у этих людей. Ответ очень прост. Возьмите любого ветхозаветного пророка, будь то Иеремия или пророк Исаия – каждый из них так болел душою о греховности отдельно взятого человека и порочности человечества и общества вообще, что просили себе у Бога смерти. Их современники не понимали, презирали и в конечном счете убивали – кого побивали камнями, кого пилами перепиливали, над кем жестоко надругались.
Вот что такое святость! Господь призывает нас к святости: «Будьте святы, как Я свят» - как написано в Евангелие. Но не к блаженному наслаждению зовет нас Господь. И если мы хотим уподобиться Христу, мы должны подражать святым. Возьмите всеми нами любимую Матрону Московскую? Много ли счастья она испытала в земной своей жизни? Одно поношение с еще малого детства, голод, нищету, болезни. Но через веру в Господа нашего Иисуса Христа человек обретает счастье, которое не зависит от внешнего благосостояния.
И что такое вера? Если взять всех нас, то мы все неверующие люди. Господь говорит: "Не думайте о завтрашнем дне, не терзайте себя по утре". Прославляйте Бога и радуйтесь тому ,что Господь даёт нам в сегодняшний день, а не начинайте терзать себя повседневными проблемами. Господь говорит: "Посмотрите на птиц небесных - они не сеют, не жнут, но их питает Отец ваш небесный". Мы не должны терзаться, а должны прославлять Бога и помнить, что человек - это существо вечное, нужно настроить себя на принятие в мир Мессии Спасителя нашего, который в тот исторический момент пришел и спас нас от греха.
И сейчас Он приходит в нашу душу, в нашу жизнь, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти. Сделать нас блаженными, счастливыми говоря. Господь учит нас: «Царствие Небесное в вас есть». Только его надо найти в сердце нашем. И когда человек радуется, благодарит за всё Бога - это и есть наше счастье. Храни всех Бог!
проповедь расшифровал и отредактировал Михаил Яцола
записала и опубликовала Анна Ушацкая