Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Идет 6-я неделя Великого Поста. Последняя перед страстной седмицей.

Последняя, 6 седмица Великого поста имеет особое название — "седмица ваий", а также неделей цветоносной, а в просторечии у русских  Вербное воскресенье от обычая освящать в этот день вербы, которые заменяют пальмовые ветви Нового Завета.
Все дни ее от понедельника до пятницы имеют такое название: "понедельник ваий", "вторник ваий" и т.д. Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к субботнему празднику - Воскрешения Лазаря и  воскресному "Входа Господня в Иерусалим".
В Лазареву субботу празднуется воскрешение праведного Лазаря. Мы помним, что Господь воскресил четырехдневного мертвеца (Ин. 11, 1-45). Он знал, что Лазарь болел и умер, и, тем не менее, словно нарочно медлил и не приходил в Вифанию, хотя дом праведных Марфы и Марии и их брата Лазаря был тем домом, который, по-видимому, Господь часто посещал. И вот, зная о болезни Лазаря, его смерти и погребении, Господь пришел, когда тот уже 4 дня лежал во гробе.

Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница — это время подготовки, а Страстная — это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились, и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать.

Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней.

Неделя Ваий, неделя цветоносная, праздник Входа Господня в Иерусалим, на Руси еще называется   Вербным воскресеньем. В это время на Руси обычно только-только зацветает верба, заменяющая пальмовые ветви, которыми устилали дорогу Христу при его входе в Иерусалим. Достойно внимания, что освящение этих веточек совершается не перед службой и не после (где-то там, на задворках, когда все уже расходятся), но в ее середине, в самом  сердце. Чтобы каждый осязал их так, как осязал тот древний иудейский народ, встречавший Христа. Этот момент свидетельствует отнюдь не о "театральной пышности" богослужения, а о том, что праздник должен войти во все наше существо — через зрение, слух, обоняние (когда мы чувствуем благоухание кадильного дыма) и даже осязание. Все наши телесные чувства, открытые для восприятия этой высшей, духовной реальности, помогают нам приблизиться к ней.

С праздником, дорогие православные Христиане!
До ПАСХИ остается чуть больше недели!

Подборка материала и редактирование Анна Ушацкая
По материалам www.azbyka.ru ; www.pravmir.ru ; www.pravoslavie.ru