Глобализация, биометрические паспорта, электронные дневники на всех учащихся страны, чипы, социальные сети с конфиденциальной информацией на каждого человека, ИНН и многое другое являются для многих православных камнем преткновения. Как жить в мире, где правят электронные нововведения, с христианской точки зрения? Об этом и многом другом читайте в книге игумена Нектария Морозова « О Церкви без предубеждения».
— Среди церковных людей есть те, кого можно назвать маргиналами. Истерия с ИНН, митинги против «душевредных» концертов, нагнетание апокалиптических настроений, с одной стороны, выглядят смешно, поскольку бороться таким способом со злом еще наивнее, чем сражаться с ветряными мельницами. А с другой стороны, это выглядит печально, потому что складывается впечатление, что раз дядьки с окладистыми бородами и хоругвями протестуют против концерта Мадонны, то этот протест санкционирован Церковью. Так что это за протестные группы такие? Они сами по себе возникают или это кому-то выгодно — попытаться вдавить Православную Церковь в маргинальную нишу?
— Думаю, ответить на вопрос, откуда эти люди берутся, достаточно легко. В любом обществе, благополучном и неблагополучном, здоровом и не очень здоровом — хотя, наверное, здорового общества сейчас и не найдешь нигде — существует процент людей, которых объективно можно назвать маргиналами. И я не думаю, что внутри Церкви этот процент выше, нежели за ее пределами, хотя, наверное, никто такого исследования не проводил. Просто в светском обществе человеческая маргинальность имеет более разнообразные проявления, поэтому трудно представить в нем маргинальные элементы как нечто целое, собранное вместе. А люди с маргинальным сознанием внутри Церкви больше тяготеют к тому, чтобы собираться вместе и проявлять себя каким-то схожим образом, поэтому их сразу видно.
— В светском обществе маргиналы, насколько я себе представляю, —это своего рода аутсайдеры, которые в силу различных причин не могут проявлять себя в социуме полноценно и мстят за эту свою неполноценность различными неадекватными выходками. В Церкви все примерно так же? Что это вообще такое — маргинальное сознание? В чем его особенность?
— Прежде всего, наверное, в неоправданном — в некоторых случаях не просто неоправданном, а недопустимом — упрощении отношения к достаточно сложным, болезненным вопросам. Я бы не стал смеяться над утверждением, что Мадонна и ее творчество — это зло и что концерты Моисеева вбивают в сознание людей совершенно лживую «аксиому» о том, что нет ничего зазорного в таком поведении человека мужского пола. Я не отрицаю их профессионализма и даже таланта, но, с точки зрения разрушительности для сознания не только христианского, но и просто общечеловеческого, это, безусловно, зло. Однако бороться с этим злом посредством выставления каких-то пикетов, декларативных заявлений и выступлений, конечно, неразумно.
Вы совершенно к месту упомянули здесь про борьбу с ветряными мельницами. Намерения Рыцаря печального