Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Евангелие нас учит святости. Отец Сергий о любви к врагам и ближнему.

Сегодня на Литургии мы читали с вами Евангелие от Луки, когда Христос обращается к жестокосердным учителям фарисейским: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники тоже делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.".

Весь ветхозаветный израильский народ был жестокий и чёрствый, поэтому и заповеди были даны Богом, чтоб под страхом наказания люди не делали зла. И ветхозаветные, и новозаветные заповеди регламентируют отношение с Богом и друг с другом. Цель христианской жизни заключается в исполнении заповедей, которые ведут нас от Богообщения к Богопознанию.  Вот возьмем самый что ни на есть житейский пример Евангельской мудрости. Если мы хотим, чтобы на нас не кричали мы и сами не должны ни на кого повышать голос. Если мы хотим, чтобы нас не осуждали, мы должны сами научиться не осуждать своих ближних. Если мы хотим,  чтобы на нас не гневались, не раздражались,  мы сами должны держать себя в узде и контролировать свои эмоции. И если человек эти заповеди только знает, но не исполняет на деле, то он никогда не поймёт смысла духовного закона. Ветхозаветные заповеди учили человека любить, а новозаветные учат святости.

Если в Ветхом завете говорится «око за око и зуб за зуб» ,то в Новом «Я говорю вам не проклинайте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». Мы должны молиться за тех, кто нам не нравится, кто нам не приятен, кому мы не можем сделать добро. С этого мы должны начинать духовную работу. Прежде, чем научиться любить Бога, мы должны научиться любить ближнего.

Вот вам пример святости и истинной любви к ближнему: Мы знаем, как постились древние отшельники. Пост являлся для них совершенным неядением, пищу они вкушали в лучшем случае раз в неделю после воскресной литургии. Но если им встречался странник, то они доставали еду, которую откладывали на воскресенье и ради этого человека, в знак оказания ему любви, нарушали свой пост.

А во что мы превращаем свой пост? Как часто бывает, что мы даже можем обидеть гостеприимных хозяев, когда нас в пост или постный день хотят угостить чем-то скоромным. Мы делаем постные лица и высокомерно говорим, что на посту. Этим неправильным пониманием духовной жизни мы оскорбляем ближнего. Древние аскеты каждого человека принимали как Христа. Ведь каждый человек это и есть бог, но с маленькой буквы.

И мы должны научиться относиться к каждому человеку, как к Самому Христу. Помоги Господи нам научаться выполнять эти заповеди и творить добро. Храни всех Бог.

воскресная проповедь от 13 октября
расшифровал и отредактировал Михаил Яцола
опубликовала Анна Ушацкая