Доброе слово

Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий

Вычитываю акафисты – не помогают

«Я молюсь, а Бог не слышит!» – как часто вокруг звучит эта фраза. Или: «Я недостоин, кто я такой, чтобы обращаться к Господу!». Или: «Читаю акафист каждый день, а не получаю просимое». Психотерапевт Марина Филоник рассказывает о том, как понять, кто молится в нас: мы сами или наш невроз?
 
– Часто слышишь от верующих людей, что Бог не отвечает на молитвы, что ходишь-ходишь в церковь, а ничего не меняется. Может, тут дело в человеке, а не в Господе Боге?
 

– Да, нередко такой запрос бывает. Здесь я вижу несколько аспектов. Есть то, что на полюсе человека, а есть то, что на полюсе Бога. И я, конечно, могу обсуждать только то, что на полюсе человека. Обычно так говорят, когда просят-просят что-то, а Бог, как кажется, не выполняет просьбы. Например, я прошу, чтобы выздоровел мой родственник, а он не выздоравливает; я хочу, чтобы мой ребенок поступил в вуз, а он проваливает экзамены. И прочитывается это как «я не получил желаемое, значит, я не был услышан». И тут мы можем поставить вопрос иначе: а кто во мне молится? Или: из какой «части» себя я молюсь?

Есть в жизни моменты, знакомые каждому, и чаще всего они бывают в критической, экстремальной ситуации, – когда молишься всем своим существом, из самого своего нутра. «Из глубины воззвах к Тебе». Из абсолютнейшей своей подлинности я взываю к Господу. Кто-то из близких тяжело болен, рожает жена, муж в опасности – и ты в этот момент молишься так, как раньше никогда не молился. И можно спросить человека, который жалуется на то, что Бог не слышит: а был ли у вас такой опыт, чувствовали ли вы тогда какой-то ответ? Чаще всего – могу судить по себе – на такое целостное, «нутряное» воззвание, как правило, Бог отвечает. Причем с какой-то неимоверной скоростью! «Скорый в заступлении един Сый». Но это бывает нечасто.

И один из аспектов, где я бы как психолог ставила вопросы, – взываю ли я ко Господу из своей глубины и подлинности или это обращение обслуживает какие-то иные мои «части»? Допустим, у меня был семейный опыт голода, бабушка пережила блокаду Ленинграда. Я вырос в семье, где было много страхов по этому поводу, мама считала, что надо обязательно откладывать на черный день. У меня может остаться некий невротический «нарост» на моей подлинной светлой душе в виде страха голода. И я могу молиться изнутри этой части личности, просить хорошей работы и денег. И это нормальная, хорошая просьба. Но очень важно,