Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа. Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.
Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.
Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события. Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться.
Вифлеем живет во многом за счет паломничества изо всех стран мира. Центром его является базилика Рождества Христова, хотя символы Рождества здесь встречаются круглый год и далеко за пределами храмов: лавочки, гостиницы и кафе пестрят названиями типа «Дары волхвов», постоянно встречаются украшения со звездочками и миниатюрными вертепчиками.
Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой. Его смогли определить по капищу Адониса, устроенному римлянами в середине второго века — при императоре Адриане в Иудее произошло восстание, после подавления которого, правитель намеревался уничтожить саму память об Иудейском царстве. Иерусалим был почти полностью разрушен и переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея получила название «Палестина» по имени пришедшего сюда со стороны Египта в XII веке до н.э. языческого народа, с которым древние евреи воевали на протяжение нескольких веков; на месте святынь христиан, которых язычники воспринимали иудейской сектой, устанавливались алтари римским богам.
Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.