Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
На портале «Православие и мир» вышел обзор мнений экспертов по поводу личности прорицательницы Ванги, интерес к которой вновь поднялся после выхода по Первому каналу фильма «Вангелия». Однако вещи, очевидные для воцерковлённых людей, далеко не всегда с лёгкостью принимаются людьми внецерковными. У зрителей фильма существует своя, в общем то, понятная логика: как вообще можно называть колдуньей или сатанисткой человека с такой доброй и чистой душой? И даже если Ванга стала невольным, неосознанным орудием в руках нечистых сил — как такое допустил Бог?
В самом деле, в фильме, снятом в соответствии с официальной биографией Ванги, есть моменты, которые заставляют невольно сочувствовать ей даже знакомого с христианством зрителя. Представьте себе: малолетнюю девочку уносит смерч. Она теряет зрение. Попадает в дом слепых, где встречает настоящую любовь. Всё идёт к свадьбе — но тут приходит письмо от отца, и он вызывает дочь домой, где юной слепой Ванге приходится ухаживать за маленькими братьями и сёстрами, шить до рассвета, жить в нищете — и ещё помогать людям из-за неизвестно откуда посетившего её дара. Чем не биография для святой? И в Бога она верила, и в храм ходила.
Кстати, доброту Ванги не отрицает и протоиерей Ангел Ангелов — настоятель храма Святой Софии (София, Болгария). В частности, в своём интервью он заявляет: «Я убежден, что Ванга осталась бы доброй женщиной, всячески, как только могла, помогавшей людям войти в Церковь, если бы не эта ее неестественная популярность и чрезмерный интерес к ней со стороны тогдашней власти». И, конечно, возникает вопрос — как же так получается?
Я не рискую ответить на этот конкретный вопрос — в том, что касается Ванги. Никто со стороны не может узнать всю сложность внутреннего устроения другого человека и его отношений с Богом, мы позволяем себе судить лишь по внешним проявлениям и по плодам. Но с явлением одержимости как таковым мне в жизни однажды приходилось сталкиваться. И — вот удивительно — у предельно чистого, предельно невинного человека.
Вообще, одержимость в узком смысле слова — явление крайне редкое. Один раз я видела, как явно не совсем психически здоровая девочка общалась с Герингом (да-да, тем самым Германом Герингом из Третьего рейха). Мне тоже показалось, что она явно одержима, но один образованный монах мне впоследствии пояснил, что шизофрения, хоть и может быть вызвана оккультными практиками, не всегда сопровождается непосредственным бесообщением, и может быть проявлением уже больных, но собственных фантазий разума. И потому, помимо церковных средств, здесь необходимо медикаментозное лечение у специалиста. Осторожный был монах, рассудительный.
Но классическая одержимость — это явление иного порядка. В отличие от свободного выбора общения с «Герингом», она чаще всего полностью подавляет волю человека. Одержимый человек чаще всего не помнит того, что творил под влиянием бесов. В обычной жизни он может вести себя вполне прилично, а главное — по результатам обследований врачей такие люди часто оказываются вполне здоровыми. Одержимость — это когда бесовская воля полностью подавляет собой человеческую. Можно рассуждать, по каким причинам попущено человеку такое состояние, но следует признать, что контролировать беса в таком