Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
Недавние репортажи из Киева — охваченные пламенем люди, кровь и увечья, камни и гранаты — производят особенно горестное впечатление на фоне того, что все это совершается в Великий праздник Крещения Господня. Кто-то идет драться с «Беркутом», кто-то идет молиться в храм — и это ставит нас перед такой реальностью, как конфликт лояльностей.
Конфликт лояльностей — это неприятная ситуация, в которую может попасть, например, иммигрант. Он переехал в другую страну, оброс там дружбами, связями, обязательствами, и вот между его новой и старой родиной возникает конфликт, который вынуждает его разрываться между новыми и старыми преданностями.
Христиане часто оказываются в таком положении, потому что мы — люди с двойным подданством. Мы принадлежим Царству Божию, наш Царь, Судия и Законодатель — Господь наш Иисус Христос. Наши сограждане — другие члены Церкви, которые вместе с нами исповедуют драгоценную и спасительную веру в Господа. Наши законы — Святое Евангелие. В то же время, мы живем в тех или иных гражданских обществах, нередко охваченных конфликтами, как между собою, так и внутри себя. Каждая из сторон в конфликте претендует на нашу преданность и настойчиво требует, чтобы мы поклялись ей в верности.
Это вновь и вновь ставит христианина перед выбором — какая преданность и какая идентичность для меня важнее? Кому я принадлежу — Господу или тем или иным политическим вождям? Кто мне прежде всего свои: братья по вере или товарищи по борьбе? Чему я буду повиноваться — движению той или иной толпы или заповедям Божиим? Конечно, такой конфликт может и не возникнуть: христианин может занимать ту или иную политическую позицию, исходя из своих соображений о том, что лучше всего соответствует общему благу.
Лично я, скорее, евроскептик. Как и многие жители стран, уже входящих в Евросоюз. Я не сомневаюсь в европейской идентичности Украины (как и России). Я сомневаюсь в европейской идентичности Евросоюза. Но это мое мнение, никоим образом не часть Божественного Откровения, другие христиане могут думать иначе.
А есть то, что частью Откровения несомненно является. Это заповедь «не убий». А также запрет на ненависть — как пишет Апостол, «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15).
Кидаться в «беркутовцев» камнями или тем более «коктейлями Молотова» — значит явно и грубо нарушать заповедь «не убий», которая воспрещает нам покушаться на жизнь и здоровье нашего ближнего и на наше собственное. Тот парень, который, как сообщается, подхватил светошумовую гранату, чтобы кинуть