Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Архимандрит Тихон (Шевкунов) комментирует приговор Pussy Riot

Скажите, пожалуйста, как вы отреагировали на приговор? Как вы его оцениваете? - Приговор жесткий, но все-таки вначале хотелось бы сказать не о приговоре, а о вердикте суда, о том, что люди, совершившие поступок, не хочу называть название этой группы (хотя за последние месяцы мы уже привыкли к этому совершенно невозможному названию, приучили нас, сумели). Так вот, люди, которые участвуют в этой группе, и те страшные с точки зрения православного человека бесчинства, которые они совершили в Богоявленском соборе, где после этого их умоляли и просили больше этого не делать. <...> Оценка такова — это преступление. Считаю, что это совершенно логично и правильно.

- Но ведь это, даже по вашим словам, как раз не совсем логично, потому что одно дело кощунственные действия…
-Нет, не кощунственные действия, а хулиганские, они осуждены, они признаны виновными по статье хулиганство, так ведь?
Другое дело — конечно — очень жаль этих женщин, потому что два года это очень серьезно, на самом деле. И мы знаем, что у них есть дети. Они, конечно, улыбаются и смеются сейчас, но совершено понятно, что им не позавидуешь. В заявлении Высшего церковного совета (и, думаю, что многие православные христиане будут ему следовать каким-то образом, пока еще не понимаю, каким) мы просим о возможном к ним снисхождении. Это действительно очень молодые люди. У них есть дети, будут внуки, и страшно представить, что с ними будет, когда их внуки и дети так или иначе узнают об этих «подвигах».

- Исправит ли тюрьма этих людей?
- Вы знаете, я даже не хотел обсуждать вопрос о тюрьме. Да, сейчас вопрос стоит о том, что эти деяния признаны уголовным преступлением, я считаю, что это совершенно верно. Десять или двенадцать лет назад в Англии сын члена одной из самых известных групп, кажется, Pink Floyd, совершил тоже такое небольшое деяние, он просто сорвал флаг с монумента Британским войнам, его осудили за это на шестнадцать месяцев тюрьмы. Другой вопрос, еще раз повторю, наказание, приговор сам по себе очень жесткий для таких молодых женщин, и я глубоко убежден, что надо попытаться сделать все, чтоб этот приговор — не вердикт суда «виновны», а приговор был каким-то образом смягчен, и смягчен значительно.

- Сегодня высший церковный совет РПЦ, в своем обращении, вот хочу привести цитату, было произнесено следующее «Воздержаться от любых попыток мести, от любых незаконных тем более насильственных действий, в тоже время, благословляя мирные, гражданские действия, направленные на ограждение православного народа, его святынь от вражды и кощунства». Что имеется в виду под мирными гражданскими действиями в данной ситуации? Есть ли угроза каких-то насильственных акций?
- Если угроза каких-то насильственных акций, не имеет значения – оскорбляют женщину или это насильственная акция по отношению к храму, но православный христианин должен как-то остановить это. Не непротивлением злу насилием, не толстовством, а противлением злу силой, то, о чем говорил нам, например, наш великий философ Ильин.
Как остановить? Это особый вопрос, невозможно моделировать такого рода ситуации. Что касается мирного протеста, на который я надеюсь, мы имеем на него право.
Например, был молебен у Храма Христа Спасителя, на котором было немало народу, совершенно искренних людей. Кого-то попросили прийти священники, а кто-то пришел совершенно искренне, но и на самом деле все пришли по зову сердца. Думаю, именно такие вещи и такого рода протест имелись ввиду. Хотя прецедент с признанием этого деяния уголовным, очень хотелось бы надеяться, в дальнейшем остановит последователей. То есть не будут оскверняться храмы, не будут глумиться над могилой неизвестного солдата, что происходило. Это одного порядка вещи. Если государство, если общество, если все мы не поставим перед этим заслон, в том числе и юридический, чего мы тогда стоим?

источник www.pravmir.ru
интервью с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) было взято на радиостанции "Дождь".