Доброе слово

Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий

«Дарим сладкие! Нет, полезные!»

Чем ближе к Новому году, тем яростнее начинает разрывать родительские чаты и сообщества тема новогодних подарков. Родители спорят, ссорятся и обвиняют друг друга — кто-то равнодушный отказался скидываться, а кто-то заботливый слишком рьяно продвигает свой экзотический вариант — дарить, так уже хорошее!

— Что дарить учителям? Как это не хотите скидываться, они же заботятся о наших детях!

— Наши дети большие, им уже по четыре года, и они поймут, если на утреннике получат разные подарки — то, что каждый родитель может себе позволить.

— Наши дети еще маленькие, пятый класс, надо подарить им подарки «от деда Мороза». Сладкие.

— Не сладкие, а полезные!

— Подарки детям бессмысленны, надо беречь природу и не поощрять общество потребления!

На острую «подарочную» тему размышляют психолог, воспитатели и член родительского комитета.

Откуда у родителей боязнь сказать «нет»

Олеся Фроленкова, психолог, гештальт-терапевт

— Тема подарков педагогам актуальна именно для нашей страны. Если в Америке, в Израиле, некоторых европейских странах нет традиции поздравлять воспитателей и учителей, то в России она перенасыщена большим количеством смыслов и чувств.

Например, дарение как ожидание лояльного отношения к ребенку. У многих родителей возникают опасения, что если они не сдадут деньги на коллективный подарок учителю или не подарят что-нибудь индивидуально, то педагог будет относиться к их детям предвзято, занижать оценки. Или подарок может выступать дополнительным поощрением за работу. Эти две мотивации дарения выступают скрытой, а в некоторых случаях даже явной манипуляцией и вполне могут расцениваться как взятка, замаскированная под подарок. Убеждение, что мы обязательно должны одарить педагога за труд, ведь он заботится о наших детях, подпитывается нашими невротическими представлениями. Нет, не должны, поскольку работа учителей, как и представителей любых других профессий, оплачивается государством.

Стремление задаривать учителей и воспитателей подарками к многочисленным праздникам, а также бурная истерия вокруг отмечания выпускного в садах и школах началась в нашей стране в 90-х, и связано это, возможно, с непростой экономической ситуацией в России. В детские сады появились очереди, в которые попасть можно было либо после длительного ожидания, либо по блату. Примерно тогда же родительские комитеты стали осуществлять денежные поборы на помощь саду и школе (купить стулья, сделать ремонт в группе и т.д.). Все это явилось благодатной почвой для демонстрации нарциссизма: у кого лучше, дороже подарок, кто сдаст больше денег или серьезней вложится в организацию праздника, тот лучший родитель.

А также — созависимого поведения, которое проявляется в боязни сказать «нет», в зависимости от мнения других и